Определение: Авторитарные групповые практики – это практики, где ведущий группы навязывает свою позицию, подавляет и обесценивает участников с несовпадающими мнениями, создает непрозрачную систему правил, иерархию, не одобряет выход из группы, вплоть до угроз. Это создает атмосферу страха, зависимости и подчинения, где мнение гуру становится все более значимым, а собственная позиция и адекватность подвергается сомнению.
В результате работы в авторитарной группе автономность участников не растет, а уменьшается. Растет тревога и страх ошибиться, а значит и потребность в совете лидера или группы. Гибкость мышления заменяется предугадываем «а что бы сделал тренер» или «что скажут другие».
Пример: Лена пошла на группу уверенного поведения, чтобы решить проблемы в отношениях. Она часто чувствовала себя использованной, обесцененной близкими, хотела научиться говорить нет и отстаивать свою позицию. Когда Лена расплакалась, тренер Галина сказала собраться, взять себя в руки и перестать, вспомнить сколько ей лет, и вообще неудивительно, что ее никто не уважает – все дело в позиции жертвы. Она так же сказала Лене, что научит ее правильным ответам, которые помогут решить все проблемы с родственниками и вообще стать другим человеком, лучше и успешней. Лена очень хотела стать такой же уверенной, как тренер, ходила на группу больше двух лет. Легче не становилось. И это ощутимо влияло на бюджет, но каждый раз, когда она заговаривала об уходе, Галина объясняла, что без группы она вообще не справится со своей жизнью, и все будет еще хуже.
Связи: В авторитарных групповых практиках ведущий
использует клиента под видом заботы: «Лучше бы тебе молчать в таких ситуациях, чтобы не раздражать группу». Аргументирует свою власть
исключительными недоступными знаниями: «Ты сейчас не поймешь, почему я так себя веду, потому что на твоем уровне это недоступно».
Навязывает представления о селф: «Ты так поступаешь, потому что ты нарцисс», и
нереалистичные представления о контроле: «Просто возьми себя в руки и перестань об этом думать». Все это, а также
обесценивание и
газлайтинг ведут к тому, что клиент все больше сомневается в своих мыслях и правах, на фоне этого
стереотипы об инфантилизме и зрелости могут казаться логичными, а
ложные надежды, которые внушает тренер, заставляют верить в
неадекватное упрощение и
стигматизировать свои нормальные процессы вместе с группой.